Новый этап конкурентного оказания государственных и муниципальных услуг начался с 1 сентября 2020 года на основе нового Федерального закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» и законов-спутников (Федеральные законы от 13.07.2020 № 190-ФЗ, 191-ФЗ, 192-ФЗ).
Он начинает работать только в тех регионах, которые определило правительство Распоряжением от 07.10.2020 № 2579-р. Причем утверждается соцзаказ до начала очередного финансового года, то есть уже в 2020 году для реализации с 1 января 2021 года.
Государственный (муниципальный) социальный заказ (соцзаказ) – это документ, устанавливающий основные показатели объема и качества или объема оказания госуслуг в социальной сфере, категории потребителей таких услуг, содержащий указание на способ исполнения такого заказа и гарантии реализации прав граждан на получение этих услуг.
Обобщим основные существенные особенности применения новаций соцзаказа.
- Ограничены направления деятельности учреждений, для которых задание может формироваться в рамках соцзаказа. Этот перечень включает нестационарное соцобслуживание, санаторно-курортное лечение, паллиативную медпомощь, развитие туризма, спортподготовку и содействие занятости населения.
- Высший исполнительный орган власти региона вправе решать, какие услуги из перечня обязательно должны быть оказаны через соцзаказ. В остальном порядок доведения до учреждений соцзаказа определят высшие исполнительные органы того публично-правового образования, которое является учредителем.
- Соцзаказ предусматривает, что объем государственных и муниципальных услуг физлицам распределяется между учреждениями и другими организациями, а также частными предпринимателями. При этом для учреждений изменяется лишь механизм определения объема услуг. Оказывать их учреждения будут по-прежнему в рамках государственного и муниципального задания и за счет субсидии на его финансовое обеспечение, кроме казенных учреждений, которые получают финансирование ЛБО.
- Распределят объем на конкурентной основе. Исполнителей могут отобрать по конкурсу, или их определит потребитель услуги, получивший именной социальный сертификат.
При этом казенные учреждения получат госзадание, минуя отбор. Для бюджетных и автономных учреждений могут предусмотреть механизм доведения объема задания без конкуренции. На остальную часть объема услуг они смогут претендовать лишь путем конкурентного отбора.
Главные ожидания от внедрения соцзаказа – расширение выбора исполнителей в целях результативности и качества оказания услуг за счет денег государства!
- Информация об утвержденных федеральных, региональных и муниципальных социальных заказах, изменениях в них размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (на едином портале бюджетной системы РФ).
Новые коды КВР для исполнения соцзаказа: 614, 624, 635, 816
С новым законодательством о социальном заказе связано введение кодов КВР 614, 624, 635 и 816 (приказ Минфина России от 08.06.2020 № 98н, которым внесены изменения в Порядок применения КБК, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н). Подробнее>>