Рассмотрим особенности инвентаризации активов и обязательств с созданием необходимых условий для предупреждения и минимизации негативных воздействий распространения инфекции (COVID-19) и актуализации локальных актов для проведения инвентаризации без рисков нарушений.
Способы и порядок проведения инвентаризации в условиях ограничительных мер: обследование документов
Все больше становится вопросов с рисками проведения годовой инвентаризации в 2020 году и особенно с результатами оформления и подтверждения ими достоверности бюджетной и бухгалтерской отчетности. Понятно, что не все предусмотрели при утверждении в декабре 2019 года в составе учетной политики существенные нюансы порядка проведения инвентаризаций с дистанционными работниками (материально ответственными и ответственными лицами в возрасте 65+). Поэтому, пока не поздно (до проверок госфинконтроля), рассмотрим письмо заместителя министра финансов А.М. Лаврова от 24.12.2020 № 02-07-07/113668 «Об особенностях проведения инвентаризации в условиях реализации мер в области защиты здоровья сотрудников».
В настоящее время нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета, не содержат прямых указаний как к способам, правилам проведения инвентаризации, так и к определению состава комиссии по инвентаризации и порядку ее работы (письмо Минфина России от 24.12.2020 № 02-07-07/113668).
Согласно заключению Минюста России от 19.06.1995 № 07-01-389-95 Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, не нуждаются в государственной регистрации (не относятся к нормативному правовому акту, устанавливающему обязательные требования к проведению инвентаризации, и носят рекомендательный характер (п. 4 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ)).
Утверждение сроков и порядков проведения инвентаризаций, оснований (за исключением обязательных инвентаризаций), в том числе в особых условиях (при введении ограничительных мер по защите здоровья при выполнении сотрудниками своих должностных обязанностей), относится к полномочиям субъекта учета (каждой организации).
При этом в целях составления годовой отчетности инвентаризация активов и обязательств проводится в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики.
В рамках определения способов и порядка проведения инвентаризации в условиях реализации ограничительных мер по защите здоровья, целесообразно предусмотреть возможность:
- проведения инвентаризации посредством обследования документов, подтверждающих обоснованность отражения в бухгалтерском учете соответствующих активов и обязательств (документов, подтверждающих права владения активами, факт эксплуатации имущества (его содержания));
- применения видео- и фотофиксации фактического наличия (отсутствия) имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения имущества, что не препятствует достижению целей инвентаризации, установленных в законодательстве РФ;
- проведения инвентаризации расчетов посредством использования системы межведомственного электронного документооборота, посредством электронного взаимодействия с участниками расчетов (е-документооборота) с направлением контрагентам е-актов сверки расчетов (сопроводительных писем) с применением «молчаливого акцепта» при отсутствии возражений.
Способы
|
Содержание |
Право (основание) |
Обследование документов (подтверждающих права владения активами, факт эксплуатации имущества (его содержания)) |
Выверка правоустанавливающих документов (наличия) на каждый нефинансовый актив, находящийся в пользовании у субъекта учета (недвижимость, земля, права и др.) с данными бухгалтерского учета и с данными ЕГРН и других госреестров[1] |
Актуализированный порядок (ЛНА: приказ, Положение) в составе пакета учетной политики |
Видео- и фотофиксация фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени |
С присутствием отдельных (не всех) членов комиссии по месту нахождения имущества |
Способ не препятствует достижению целей инвентаризации, установленных в законодательстве РФ |
Коллегиальное принятие решения комиссии, в том числе при частично удаленном формате |
Коллегиальное принятие решения комиссии большинством голосов. Голос председателя – решающий |
Регламентация работы инв. комиссий в ЛНА при проведении инвентаризации не в полном составе и для независимости суждений и мнений членов комиссии |
Пример: если из 5 членов комиссии присутствовали при инвентаризации 4 чел. (3 чел. и председатель) и результаты голосования: 2 – «за», 2 – «против», то решающий голос – председателя |
||
Инвентаризация расчетов посредством использования системы межведомственного электронного документооборота с участниками расчетов |
Направление контрагентам актов сверки расчетов с включением в сопроводительное письмо положения:
|
Утвердить типовую форму е-Акта сверки и (или) сопроводительного письма с конкретными сроками направления возражений в случае несогласия, позволяющими откорректировать показатели расчетов в годовой бухгалтерской отчетности |
На заметку! Для закрепления особенностей инвентаризации в целях составления годовой отчетности, начиная с отчетности за 2020 год, необходимо утвердить локальным актом учреждения право применения выбранных способов с учетом ограничительных мер.
Инвентаризация отдельных видов имущества: обязательные требования
По отдельным видам имущества федеральными законами, актами Правительства РФ, принятыми во исполнение Федеральных законов (отдельными поручениями Правительства РФ), предусмотрены обязательные требования не только к учету, но и к инвентаризации отдельных групп материальных ценностей, в частности к следующим:
Отдельные виды имущества |
Особенность инвентаризации |
Правовое основание (положения) |
Оружие (служебное и гражданское) и патроны |
Порядок инвентаризации устанавливается НПА государственных военных организаций |
Пункт 49 постановления Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» |
Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры |
Ежемесячное проведение инвентаризации и составление баланса товарно-материальных ценностей – обязанность владельцев лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров |
Статья 38 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» |
Драгоценные металлы, драгоценные камни, лом и отходы, образующиеся при их использовании, продукция из них |
Инвентаризация проводится один раз в год (по состоянию на 1 января) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования
|
Пункт 28 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (утв. приказом Минфина России от 09.12.2016 № 231н) |
Наличные денежные средства, денежные документы, бланки документов строгой отчетности |
Инвентаризация бланков документов осуществляется в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств |
Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У; постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 |
При самостоятельном определении (уточнении) порядка инвентаризаций бюджетными и автономными учреждениями (в целях составления годовой бухгалтерской отчетности за 2020 год) следует руководствоваться, по мнению Минфина, положениями, предусматривающими осуществление учреждениями внутреннего контроля, согласно пункту 3 статьи 19 Закона № 402-ФЗ, аналогично применяемыми участниками бюджетного процесса. Поскольку инвентаризация относится к способу осуществления внутреннего контроля подтверждения достоверности годовой бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Особенности контроля проведения инвентаризации за 2020 год
Обратите внимание на дополнительные особенности при проведении годовой инвентаризации в целях составления годовой бюджетной отчетности за 2020 год с учетом положений пунктов 1–7 приложения к совместному письму Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 № 02-04-04/110850, № 07-04-05/02-26291.
№ п/п |
Объекты инвентаризации |
Действия при инвентаризации на 1 января 2021 года |
Особенности контроля |
1 |
Выверка непроизведенных активов |
Выверка данных бюджетного учета непроизведенных активов с данными Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН)
|
Контроль наличия правоустанавливающих документов на каждый земельный участок в пользовании, учитываемый в составе непроизведенных активов |
2 |
Передача в концессию имущества, учитываемого на счете 1 10190 000 «ОС – имущество в концессии», 1 10890 000 «Имущество казны в концессии» |
Выверка органом, уполномоченным на передачу в концессию имущества, с Федеральным агентством по управлению госимуществом на предмет отсутствия этих объектов (имущества в концессии) в составе казны РФ (на счетах аналитического учета счета 1 10850 000) |
Контроль синхронизации с данными ГАС «Управление» в рамках мониторинга заключения и реализации концессионных соглашений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.03.2017 № 259 |
3 |
Учет акций (долей) акционерных обществ, ГУП,вложений на счетах 1 20430 000 (1 21530 000) |
Сверка органа-учредителя (собственника) данных бюджетного учета акций (долей) акционерных обществ, ГУП с данными реестров акционеров обществ (выписки из реестров АО) и с данными Реестра федерального имущества |
Не подлежат отражению в составе вложений на счетах 1 20430 000 (1 21530 000) акции, уставные фонды (вложения в них) акционерных обществ, ГУП, по которым завершены ликвидационные мероприятия или осуществлена передача их в ведение иных госорганов (организаций) |
Учесть! В связи с поздним поступлением документов (подтверждающих госрегистрацию прав на недвижимое имущество, корректировку данных о финансовых вложениях (акциях, долях участия), изменение кадастровой стоимости земельного участка) не используется информация о СПОД при формировании показателей отчетности. Но информация о таком событии и его оценке в денежном выражении подлежит раскрытию в текстовой части раздела 4 «Анализ показателей бухгалтерской индивидуальной отчетности» Пояснительной записки (ф. 0503160, 0503760) без обобщения в составе консолидированной отчетности |
|||
4 |
Раскрытие данных о событиях после отчетной даты (СПОД) |
Раскрытие данных об активах (в том числе вложениях в недвижимое имущество, объектах незавершенного строительства), обязательствах, финансовых результатах, иных объектах на счетах, в том числе на забалансовых, с учетом существенных событий после отчетной даты (пункт 2 ФСБУ «СПОД», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н) |
Контроль отнесения к СПОД после отчетной даты:
|
Дополнительно раскрыть как СПОД |
Контроль раскрытия в отчетности за 2020 год информации как СПОД, указанные в пункте 7 ФСБУ «СПОД»:
|
[1] Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ (ГРГВС), Государственного водного реестра (ГВР), соответствующего Реестра государственных (муниципальных) информационных систем, Единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.