Президент подписал Федеральный закон от 09.11.2020 № 362-ФЗ о регулировании систем оплаты труда работников учреждений. Правительству предоставили право утверждать требования к окладам и ставкам зарплаты, перечням компенсационных и стимулирующих выплат и условиям их назначения. Поправки вступили в силу с 20 ноября 2020 года.
Причины и перечень изменений
С 2008 года по настоящее время действовали «свои» системы оплаты труда, установленные в каждом учреждении, в каждом регионе, муниципалитете. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений практически устанавливаются самостоятельно коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами таких учреждений. Кроме того, ежегодно решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждаются единые рекомендации по установлению на очередной год систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы на всех уровнях (федеральном, региональном и местном) (как, например, на 2020 год протокол № 11 от 24.12.2019). Но это хоть и единые, но только рекомендации, которые учитывались Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда указанных работников указанных учреждений, а также должны учитываться аналогичными трехсторонними комиссиями в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Но рекомендаций, даже единых, оказалось явно недостаточно для реализации доведения доли окладов до 55–70% в гарантированной части справедливой оплаты труда в отдельных сферах в 2020 году, а именно:
- в сфере образования – для педагогических и иных работников предельную долю расходов на зарплаты педагогов в фонде оплаты труда образовательного учреждения – не ниже 60%;
- в медицинских учреждениях – минимальную долю выплат по окладам в структуре зарплаты – не ниже 55%;
- для учреждений физкультуры и спорта – достижения доли окладов (ставок зарплаты) работников труда – не менее 70% фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда на компенсационные выплаты).
В результате зарплаты специалистов одной квалификации могут существенно различаться (по сообщению в Думе). Особенно в период пандемии обострилось внимание к серьезному разбросу зарплат в одном округе. Так, например, медианная (средняя) зарплата в Сибирском округе на 15% ниже, чем в среднем по России. Но внутри округа зарплаты различаются до 70%. То есть медработник получает 17 тыс. руб. в одном сибирском регионе, а в соседнем регионе работник по такой же должности получает 10 тыс. руб. Например, юрист-бюджетник получает зарплату на 70% меньше, чем юрист в коммерческой компании. При этом в другом округе предлагают в несколько раз больше по такой же вакансии. Из-за низких оплат бюджетники предпочитают уходить в коммерческий сектор, из районов – в областные центры либо в города-миллионники.
После принятия поправок в статью 144 ТК РФ зарплаты бюджетников устанавливает правительство на федеральном уровне по единым правилам для всех, а не сами учреждения, не регионы или муниципалитеты. Они направлены на установление более справедливой оплаты, с гарантированной «базовой» частью оплаты окладов в структуре зарплаты, в целях привлечения более квалифицированных кадров в бюджетную сферу.
Правительство РФ решило реализовать свое право на установление единых базовых окладов для работников бюджетных организаций, предусмотренное в Трудовом кодексе еще в 2007 году. То есть до введения новых систем оплаты труда с отменой ранее действующих централизованно установленных типовых правил и ограничений.
Особенности оплаты труда руководителей в сфере образования и науки
Федеральным законом от 09.11.2020 № 362-ФЗ внесены существенные поправки в ряд статей Трудового кодекса РФ.
Законом № 362-ФЗ внесены поправки в следующие статьи:
- 332.1 «Особенности заключения и прекращения трудового договора с руководителями, заместителями руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и руководителями их филиалов»;
- 336.2 «Особенности заключения и прекращения трудового договора с руководителями, заместителями руководителей государственных и муниципальных научных организаций и руководителями их филиалов».
Согласно поправкам в статьи 332.1 и 336.2 ТК РФ по решению Президента РФ одно и то же лицо сможет замещать должность руководителя одной и той же государственной или муниципальной научной организации или вуза более трех сроков.
Также в отдельных случаях, предусмотренных главой государства, срок пребывания в указанной должности по достижении предельного возраста разрешат продлевать.
До принятия поправок предельный возраст для ректоров был установлен вне зависимости от срока действия их трудовых договоров, а ТК разрешал занимать пост ректора или вице-ректора до 65 лет и давал право учредителю вуза продлевать срок пребывания на этих должностях еще на пять лет.
Единые правила оплаты труда для бюджетной сферы
Законом № 362-ФЗ внесены поправки в статью 144 ТК РФ в целях устранения существенных различий в размерах окладов работников между учреждениями одной отрасли. Правительству предоставили право утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления:
- (дифференциации) окладов (должностных окладов);
- ставок заработной платы;
- перечней выплат компенсационного характера;
- стимулирующих выплат;
- условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.
Правительство будет утверждать требования по сферам деятельности учреждений (отраслям), а также установит срок, в течение которого необходимо привести условия оплаты труда работников на местах в соответствие с указанными требованиями.
Необходимо отметить, что если Правительство РФ вводит единые правила оплаты труда, это не означает, что все средства для этого будут выделены из федерального бюджета. Поскольку статьей 144 ТК РФ предусмотрено, что установленные Правительством РФ базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы обеспечиваются:
– федеральными государственными учреждениями – за счет средств федерального бюджета;
– государственными учреждениями субъектов РФ – за счет средств бюджетов субъектов РФ;
– муниципальными учреждениями – за счет средств местных бюджетов.
Представляется, что отдельно будут предусмотрены вопросы финобеспечения проблем реализации новых единых требований в условиях дефицитных региональных и муниципальных бюджетов.